ЕГЭ по математике: все, что надо знать о едином госэкзамене в 2023 году
1 июня пройдет один из двух обязательных экзаменов - ЕГЭ по математике базового уровня.
Этот экзамен будут сдавать 55 процентов выпускников, больше 350 тысяч. Рассказываем самое важное.
Сколько заданий в базовом ЕГЭ по математике
В ЕГЭ по базовой математике 21 задание с кратким ответом. Как уточняется в демонстрационном варианте ФИПИ, "ответом может быть целое число, дробь или последовательность цифр". Больше всего заданий - из курса алгебры.
Сколько заданий надо решить для аттестата
Для получения аттестата достаточно будет решить 7 заданий, это позволит получить "тройку".
Перевод первичных баллов в оценку
1. 1-6 - двойка;
2. 7-11 - тройка;
3. 12-16 - четверка;
4. 17 - 21 - пятерка.
Что изменилось в базе по математике
В 2023 году изменений нет. В 2022 году добавилась текстовая задача.
Варианты заданий ЕГЭ по математике
"В экзамене базового уровня преобладают задания на применение математики в жизни, они имеют абсолютно жизненные сюжеты и показывают, что математика нужна каждому", - прояснил руководитель комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко. Большая часть заданий - из курса алгебры. Какие задания могут быть на ЕГЭ по базовой математике? Например, такие:
1. В сборнике билетов по химии всего 15 билетов, в 6 из них встречается вопрос по теме "Соли". Найдите вероятность того, что в билете школьнику достанется вопрос по теме "Соли".
2. Путешественник из Москвы хочет посетить 4 города Золотого кольца России: Владимир, ярославль, Суздаль и Ростов Великий. Турагент предлагает ему такие варианты по цене (рубли):
Суздаль - Ростов - 2300
Ярославль - 1750
Ярославль, Суздаль, Владимир - 3950
Суздаль - Владимир - 2000
Ростов-Владимир - 2450
Ростов- Ярославль - 2650
Какие маршруты должен выбрать путешественник, чтобы побывать во всех четырех городах и заплатить меньше 6 000 рублей?
3. Найдите четырехзначное число, кратное 15, произведение цифр которого больше 55, но меньше 65. Укажите в ответе какое-нибудь одно число.
(Из тренировочного сборника от разработчиков КИМов)
Когда будут известны результаты ЕГЭ по математике
Не позднее 16 июня на региональном уровне.
Сколько баллов в профиле можно было бы набрать, если получил "пять" по базе?
По словам Ивана Ященко, руководителя разработчиков КИМ ЕГЭ по математике, "если вы уверенно решаете все задачи на базовом экзамене, то на профильном наберете 60 баллов спокойно". Подчеркнем, "все задачи", это значит, 21 задача, а не 17 или 18.
Можно ли поменять базу на профиль?
Можно будет со следующего 2023/24 учебного года.
Можно ли пересдать ЕГЭ по базовой математике в этом году?
Мобильные технопарки «Кванториум» посетили 24 района Кубани
Мобильные технопарки «Кванториум» посетили 24 района Кубани, сообщает пресс-служба Администрации Краснодарского края.
На базе четырех передвижных комплексов дополнительное обучение ежегодно проходят около 4 тысяч кубанских школьников из сельской местности и отдаленных населенных пунктах.
«Благодаря нацпроекту «Образование» научно-техническое творчество сейчас стало доступно всем школьникам. Ребята из небольших станиц, хуторов и сел могут изучать программирование, робототехнику, работу беспилотников, 3D-технологии, виртуальную и дополненную реальности. Мобильный комплекс детского технопарка «Кванториум» – специализированный автомобиль с современным высокотехнологичным оборудованием для обучения школьников по программам инженерной направленности. Педагоги приезжают в муниципалитет на две недели, затем занятия продолжаются дистанционно, потом снова двухнедельное погружение – и таких сессий проводится несколько за учебный год», – сообщила вице-губернатор края Анна Минькова.
На базе мобильных комплексов реализуются дополнительные образовательные программы по четырем направлениям: «Промышленная робототехника/Промышленный дизайн», «Геоинформационные технологии/Аэротехнологии», «Виртуальная и дополненная реальность/Информационные технологии», «Хай-тек».
Детские технопарки «Кванториум» – площадки, где дети могут освоить перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие.
Технопарки призваны готовить молодые кадры по ряду актуальных направлений – от робототехники и проектирования малых спутников Земли до изучения лазерных технологий и моделирования беспилотных объектов.
Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной президентом России Владимиром Путиным, – обеспечение возможности самореализации и развития талантов.
В 2023 году в Международной олимпиаде по финансовой безопасности примут участие 15 стран
аместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко заявил, что в 2023 году в Международной олимпиаде по финансовой безопасности примут участие 15 стран, информирует пресс-служба российского кабмина.
Вице-премьер провел заседание организационного комитета по подготовке и проведению III Международной олимпиады по финансовой безопасности в 2023 году. На заседании он отметил, что по поручению президента в этом году создан Центр межолимпиадной подготовки школьников и студентов, одна из ключевых задач которого – развитие олимпиады.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что особое внимание следует уделить привлечению детей и молодежи из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Кроме того, он рекомендовал по возможности привлечь к участию представителей дружественных государств, в частности Кубы и Вьетнама.
Планируется увеличение количества этапов олимпиады. Впервые пройдет пригласительный этап, который позволит любому желающему попробовать силы в решении задач в области финансовой безопасности. Увеличится и количество стран, в которых пройдут национальные олимпиады.
Финал олимпиады состоится 2–6 октября 2023 года на федеральной территории «Сириус». Победители получат возможность без экзаменов поступить на профильное направление в вузы – участники Международного сетевого института в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Международная олимпиада проводится в третий раз. В 2022 году в ней приняли участие школьники и студенты из 12 стран.
Виртуальная школа «Дорога педагога» поможет учителям разобраться в сложных ситуациях
Новый проект «Виртуальная школа «Дорога педагога» разрабатывается для того, чтобы помочь учителям решить проблемы, возникающие в каждом классе. Об этом рассказала в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» руководитель проекта от Совета учителей-блогеров при Общественном совете при Минпросвещения России, учитель английского и испанского языков Центральной школы города Рязани, финалист конкурса «Вклад учителя – 2022» Татьяна Голощапова.
«Начало проекту положила настольная игра, которую я создала вместе с командой Мастерской управления «Сенеж». Участник, выполняя ход на поле, решает педагогический кейс. У меня давно была мечта создать виртуальную школу, где педагог мог решать реальные кейсы, с которыми он может столкнуться в школе. В ней учителя могут получить советы, которыми можно воспользоваться и решить ту или иную проблему», – отметила Татьяна Голощапова.
Она подчеркнула, что фактически уже создано сообщество Школа амбициозных учителей «Дорога педагога» в социальной сети «ВКонтакте». В нем педагоги могут поделиться своими решениями различных проблем взаимоотношений, возникающих в классе или общеобразовательной организации.
Проект представляет собой виртуальную школу, где герои-учителя (отрисованные персонажи) сталкиваются с реальными проблемами их и просят поддержки у аудитории.
Пока он находится в разработке, но в течение нескольких недель проект начнет работу в интернете. Татьяна Голощапова сообщила, что виртуальные герои «Дороги педагога» уже отрисованы. В дальнейшем планируется сделать посты анимированными. Учитель английского и испанского языков призвала коллег принять участие в разработке «Дороги педагога» и присылать свои идеи и презентации на тему решений нестандартных ситуаций, делиться опытом по этому вопросу.
Проект «Классная тема!» привлек внимание общества к профессии педагога
Педагогический проект «Классная тема!» вызвал большой интерес у зрительской аудитории. Такие проекты эффективно работают на повышение престижа профессии педагога. Об этом рассказала в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» учитель истории и обществознания школы № 172 города Санкт-Петербурга, финалистка проекта Ксения Медведева.
«Хочу сказать большое спасибо организаторам проекта. Я считаю, что конкурс «Классная тема!» высоко поднял престиж профессии педагога», – отметила Ксения Медведева.
К участию в проекте учитель истории и обществознания начала готовиться еще летом прошлого года. Самую сложную часть заданий – медиавизитку – она сняла в детском технопарке «Кванториум».
«До последнего момента не верила, что будут участвовать настоящие педагоги, а не актеры. Но я прошла отбор экспертов, а потом самое сложное – всенародное голосование, это было нелегко. Но за меня отдали свои голоса администрация школы, коллеги, петербуржцы и в первую очередь дети, которые учатся в моих классах, школьники. Ребята так болели и переживали, что даже я, мне кажется, меньше волновалась, чем они», – поделилась Ксения Медведева.
Педагог рассказала, как важна была поддержка от учеников и их родителей во время финала конкурса.
«Мне присылали родители детей сообщение: «Спасибо большое, вы вдохновили нас. Мы даже представить не могли, чтобы наш ребенок так переживал за учителя», – добавила она.
Ксения Медведева отметила, что учителю важно уметь формировать устойчивый интерес у школьников к изучению своего предмета. В этом состоит одна из основных задач современной педагогики.
Финалистка «Классной темы!» рассказала, что проект дал возможность всем участникам не только обменяться опытом с учителями из различных регионов страны, но и подружиться. Она подчеркнула, что все финалисты открыты к диалогу и продолжают профессиональное общение с педагогами в официальном сообществе конкурса «Классная тема!» в социальной сети «ВКонтакте».
Федеральная образовательная программа дошкольного образования учитывает возрастные особенности ребят
Система дошкольного образования активно развивается. О том, что такое федеральная образовательная программа дошкольного образования и как она разрабатывается, рассказала в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» Наталья Костюк, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.
«Система живет, система развивается. Мы наблюдаем, что в последние годы строятся дошкольные организации, обновляется их инфраструктура, повышается уровень подготовки специалистов дошкольного образования и уделяется серьезное внимание повышению квалификации и развитию профессиональных конкурсов, которые расширяются и становятся одним из элементов развития профессиональных знаний и навыков», – рассказала эксперт.
Она напомнила, что в России утвержден федеральный образовательный стандарт дошкольного образования и на его основе разрабатывается федеральная образовательная программа дошкольного образования. Ее проект был опубликован для общественного обсуждения.
«Мы получили много вопросов и пожеланий. Мы постарались проанализировать все документы и предложения, которые к нам поступили, – их более двухсот», – отметила Наталья Костюк.
Она объяснила, что проект федеральной образовательной программы дошкольного образования был существенно доработан: все предложения были проанализированы и по возможности учтены.
«Наша цель – сохранение уникальности и самоценности дошкольного возраста и, конечно, развитие и формирование культурных ценностей, которые закладываются у детей дошкольного возраста. Все эти ценности получат дальнейшее развитие уже в системе общего образования», – добавила эксперт.
Федеральная государственная программа дошкольного образования будет утверждена не позднее 1 января 2023 года.
В «Орленке» открылась первая историческая смена «Сила в правде»
Во Всероссийском детском центре «Орленок» стартовала первая историческая смена, организованная совместно с Минпросвещения России и с участием детско-юношеского объединения «Сила – в правде!». В мероприятиях смены принимают участие 150 школьников из 15 регионов страны, сообщает Минпросвещения России.
В течение трех недель ребята изучат историю подвига молодогвардейцев: для них пройдут открытые лекции, кинопросмотры и интеллектуальные игры, будут организованы образовательные пространства и творческая школа. В финале смены орлята презентуют спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия».
«Основные задачи объединения «Сила – в правде!» – сплотить в одном движении школьников, которые интересуются историей нашей страны, предоставить им широкие возможности для участия в многочисленных просветительских проектах, реализации новых идей и инициатив. Все это любознательные, активные, любящие свою Родину ребята, настоящий пример для сверстников», – отметил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Мероприятия в «Орленке» пройдут при поддержке Музея Победы, Армавирского государственного педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Академии Минпросвещения и Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Кроме того, в смене примут участие советники директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями из разных регионов страны.
Во время смены для орлят пройдут тематические дни: День народного единства и День начала Нюрнбергского процесса.
На фестивале-конкурсе «Национальная кухня России» ребята смогут продемонстрировать свои кулинарные таланты. Темой проекта станет кухня Кабардино-Балкарской Республики.
12-я смена в «Орленке» продлится с 3 по 23 ноября 2022 года. В ходе нее ребята пройдут также обучение по шести тематическим программам, среди которых «Профильные Техноотряды», Фестиваль детских игровых программ «ИгроБУМ», «Инженерные каникулы», «Медиалаборатория детской инновационной патриотической журналистики».
В начале 2022 года в ходе Первого Всероссийского школьного исторического форума «Сила – в правде!» Министр просвещения России Сергей Кравцов поддержал инициативу школьников о создании объединения юных историков – активных и деятельных старшеклассников, готовых защищать и продвигать историческую правду.
Школьники – участники объединения «Сила – в правде!» вместе со сверстниками формируют позицию о конкретных событиях в истории и современности, изучают документы.
Объединение «Сила – в правде!» создано при координации Минпросвещения России и партнерской поддержке Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, общества «Знание», Российского движения школьников, Музея Победы в Москве.
Глава государства призвал укреплять суверенную систему образования и воспитания в России
Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с призерами конкурса «Учитель года России – 2022», в том числе с его победителем Дмитрием Лутовиновым, а также финалистами телешоу «Классная тема!». Глава государства обсудил с педагогами вопросы организации образовательного процесса в стране, включая новые регионы, условия работы учителей, содержание образовательных и воспитательных программ, развитие инфраструктуры школ, сообщает Минпросвещения России.
«Сегодня мы отмечаем День учителя, и я вас сердечно поздравляю с этим праздником. Поздравляю работников школ всех 89 регионов России. Будем и дальше помогать всем вам совершенствовать учебный процесс – восстанавливать, ремонтировать, строить новые школы, оказывать всю необходимую поддержку. Понимаем, что это особенно важно для новых субъектов Российской Федерации», – сказал Владимир Путин в своем приветственном слове.
Президент России обратил внимание, что новым регионам необходимо оказать поддержку в организации отдыха детей на осенних каникулах и проведении диспансеризации для школьников и воспитанников детсадов.
Владимир Путин поблагодарил учителей, которые преподают своим ученикам важнейшие уроки совести, чести и долга, верности своим корням, своей истории, ответственности за родную землю, готовности прийти на помощь, защитить свое Отечество.
Призер конкурса «Учитель года России – 2022» из Донецкой Народной Республики учитель истории и обществознания средней школы № 83 города Макеевки Юлия Бахмутская поблагодарила Президента от имени коллег из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей за восстановление образовательного процесса в регионах, укрепление инфраструктуры учебных заведений и методическую подготовку учителей.
Владимир Путин отметил, что нужно укреплять суверенную национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечить единство образовательного пространства страны.
«Нужно передать ребятам нравственный культурный код нашего народа, исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращенное толкование истории. Для этого уже со следующего учебного года в школах на всей территории нашей страны, включая новые регионы, будут введены единые обязательные подходы к организации воспитательной работы с подрастающим поколением, а также к преподаванию общественно значимых предметов», – заявил глава государства.
Отвечая на вопросы призеров конкурса «Учитель года России – 2022» о воспитательной работе в школах, глава государства напомнил о еженедельном проекте внеурочных занятий «Разговоры о важном», реализация которого началась в этом учебном году. Он подчеркнул, что это важная инициатива, благодаря которой ученики могут обратиться к своим педагогам с непростыми вопросами, на которые не могут найти однозначные ответы. И задача учителей – дать им достоверную информацию в интересной подаче.
Учитель английского языка гимназии № 1 города Ноябрьска призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» Зильфира Батырова предложила организовать школьникам просветительские поездки в города-герои, где дети смогли бы подробнее узнать о богатой истории страны.
Президент России рассказал, что в регионах России уже реализуются специальные программы, посвященные героической истории городов. По его словам, подобные программы в рамках внутреннего туризма должны поддерживаться и расширяться.
Как добавила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, с учетом образования новой молодежной структуры – Российского движения детей и молодежи – такие инициативы могут быть встроены в его работу.
Владимир Путин ответил на вопросы учителей, связанные с условиями работы в школах. Глава государства напомнил, что был принят закон о снижении бюрократической нагрузки на педагогов, по которому за учителем закреплены только пять обязательных для заполнения документов, непосредственно связанных с процессом обучения, и подчеркнул, что оптимизация этого направления должна продолжаться в том числе при помощи информационных систем.
Сергей Кравцов рассказал, что в том числе с этой целью реализуется проект ФГИС «Моя школа», содержащий подробные базы данных по предметам из школьной программы, удобную и защищенную коммуникационную систему. Министр просвещения подчеркнул, что информационные технологии должны служить подспорьем для традиционной системы образования, облегчать работу учителя и открывать для него новые возможности.
В России состоится Всероссийский научный фестиваль Российского движения школьников
С 8 по 11 сентября в Санкт-Петербурге пройдет Всероссийский научный фестиваль Российского движения школьников, который приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I. Он станет итоговым мероприятием в рамках Всероссийского проекта «РобоДрон».
В рамках проекта школьники собирают и программируют наземных и водно-подводных роботов, а также беспилотные летательные аппараты. Фестиваль объединит 200 ребят из 39 регионов России.
Школьники посетят лаборатории робототехники и аддитивных технологий, Музей истории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а также пройдут квесты и познакомятся с технологическим производством беспилотных летательных аппаратов.
У юных изобретателей появится также возможность посетить Национальный исследовательский университет ИТМО. Специалисты вуза представят ребятам образовательную программу института.
Главным событием фестиваля станет конкурс проектов. На базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого школьники представят свои разработки в области экологии, агрономии, медицины, а также в сфере услуг ведущим экспертам страны.
Школьники, чьи проекты будут признаны лучшими, станут победителями фестиваля и получат специальные призы.
Российское движение школьников (РДШ) – это общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой сосредоточена на развитии и воспитании школьников.
Последние исследования показали, что ценностные ориентиры ребенка закладываются в семье
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, касающегося методов воспитания детей, сообщает ТАСС. Согласно опросу, основным методом воспитания среди россиян являются нравоучения и наставления (76%), а о постановке в угол в качестве наказания сообщили 19% респондентов.
Директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член Общественной палаты РФ Наталья Агре, комментируя результаты опроса, отметила, что нельзя не учитывать главенствующую роль семьи в воспитании ребенка, которая определяет ценностные ориентиры личности.
«Рассуждая о нравоучениях и наказании, мы не учитываем самого главного: ценности ребенка, прежде всего, закладываются в семье. И это основа воспитания. От того, как выстроены взаимоотношения всех членов семьи, каков уклад и какие семейные ценности транслируют взрослые при общении с детьми, и будет зависеть становление личности ребенка, его социализация в будущем», – подчеркнула директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Наталья Агре рассказала, что в исследовании, которое провел Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО в этом году, родители и педагоги единодушно сошлись во мнении, что именно семья определяет ценностную картину мира детей. Так считают 97% родителей и 95% педагогов.
По словам Натальи Агре, осознанное понимание ценности воспитания с самых первых дней жизни ребенка – это результат системной работы Минпросвещения России. Директор Института изучения детства, семьи и воспитания сообщила, что на первое место родители сегодня ставят формирование духовно-нравственных ценностей, таких как уважение к старшим и друг к другу, взаимопомощь и эмпатия, а также патриотические и семейные ценности. Школьники в этих вопросах единодушны со взрослыми: они отмечают, что влияние семьи особенно важно в младших классах.
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов Института такие, как разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей «Семья и школа» и другие.
Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Правительство России направит почти 682 млн рублей дополнительно на выплаты классным руководителям
На ежемесячные выплаты классным руководителям будет направлено еще почти 682 млн рублей. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, сообщает Минпросвещения России.
Дополнительное финансирование пойдет на выплаты классным руководителям в образовательных организациях, которые по своему типу не являются общеобразовательными. Например, это школы, входящие в состав колледжей или вузов.
На поддержку классных руководителей из обычных школ